Алгоритм общения с коллекторами

Как обойтись без мата и оскорблений в адрес друг друга при общении с коллекторами и взыскателями долгов

После вступления в силу Закона о коллекторах ситуация на рынке между заемщиками и кредитующими организациями совершенно изменилась в области правового поля. Но что нужно знать перед беседой с взыскателем долгов? Полная информация в отношении основных прав заемщиков представлена на официальном сайте НАПКА. С одной стороны становится непонятным, зачем взыскателям делиться с клиентами всеми подробностями? Как в рамках закона ограничить себя от этого общения?

Какие отношения установились между сторонами?

Это не случайно, в начале 2017 года начал действовать закон № 230-ФЗ, который известен под наименованием закона о коллекторах, где устанавливается регламент взаимоотношений между взыскателями, должником. Каждая из сторон заинтересована в соблюдении законодательства.

До принятия закона проблема становилась все более острой в судебной практике. Затем депутаты постарались создать закон, который максимально соответствовал бы интересам должников. Это стремление возникло не на пустом месте, слишком много было резонансных дел и настоящего бандитского воздействия со стороны коллекторов.

При этом на практике это привело к определенным казусам:

  • Сотрудники коллекторских агентств не могли звонить клиентам больше 2 раз в 7 дней и не чаще 1 раза в день;
  • В трактовке законодательства не определено и само понятие телефонного разговора;
  • Может ли считаться таковым случай, если сотрудник коллекторской компании позвонил, а клиент бросил трубку, это является полноценным звонком?
  • Встречи с клиентом ограничивались 1 раз в 7 дней;
  • Расплывчато представлено и определение так называемого «психологического давления» и иные моменты.

В результате принятия этого закона резко снизилась эффективность работы с должниками, что оказало негативное влияние на бизнес коллекторских фирм. Создавалось мнение, что ситуация разворачивается на руку недобросовестным заемщикам. Однако это не совсем соответствует действительности, заметно возросла нагрузка на судебных приставов, судебных инстанций разного уровня.

Какие правила можно использовать при общении с взыскателем?

Поинтересуйтесь именем и фамилией представителя коллекторской фирмы, звонящего по телефону, узнайте, какой именно банк передал задолженность и номер кредитного договора, сроки, сумму к взысканию;

  1. Постарайтесь записать на диктофон звонки и сохранить sms-сообщения, а также квитанции об оплате, которые можно представить в качестве доказательства в суде;
  2. При личной беседе с коллектором на встречу можно прийти с третьим лицом, закону это не противоречит;
  3. Вежливость в общении и конструктивный разговор облегчат нервное напряжение, не приведет к срыву, при этом коллектору представится грамотный клиент, который разбирается в юридических вопросах, что повлияет на ведение беседы в рамках закона;
  4. Следует помнить, что все равно придется платить свой долг по кредиту, не существует законов, которые бы разрешали делать обратное.

Какие позиции занимают суды в этом вопросе?

По признанию самих коллекторов, в основном, судебные инстанции принимают сторону заемщиков. Однако на практике не все «коллекторские» дела могут решать в суде вследствие несовершенного и молодого законодательства, что сопровождается появлением штампов в решениях, без особого разбора сути проблемы.

Если в прошлом году наблюдался рост обращений заемщиков, то в первом полугодии 2018 года увеличение жалоб на 30 % теперь фиксируется в НАПКА. При этом многие заявления включают жалобы на фирмы, не состоящие в ассоциации. Это может свидетельствовать о многом, в современной ассоциации зарегистрировано более 90 % всех коллекторов.

Помощь в решении этого вопроса исходит не только со стороны государства. В конечном счете коллекторские фирмы также заинтересованы в закрытии долга и должны оказывать посильную помощь. Активное взаимодействие выбрали для себя коллекторы в этом вопросе и стараются становиться больше консультантом и помощником для заемщика.  До принятия закона в России существовало больше 500 коллекторских структур, теперь их стало значительно меньше, в Росреестре числится всего 195 компаний, из которых еще 7 недавно исключены. Легализация деятельности коллекторских фирм повлияла на увеличение осведомленности людей. Это положительный фактор, ходатайства и иски в суд стали более грамотными, с осведомлением обстоятельств дела. Это позволяет обществу успешно развиваться в прогрессивном направлении и правового поля.

В отношении коллекторского рынка также произошли заметные сдвиги. Банки все больше работают с заемщиками самостоятельно, предупреждают образование проблемной задолженности сразу при появлении, в случае появления передают дело в суд. В этом направлении работают и МФО.

Деятельность по выводу коллекторских фирм на чистую воду только в самом начале и будет продолжаться не один год. Действительно, большую часть острых проблем удалось решить. Больше не возникают истории угроз с применением огнестрельного оружия, с утюгами, битами, которые холодили кровь зрителям на телевидении. При этом определенная часть этого рынка остается за завесой тени, доставляет проблемы правоохранителям и регулятору. При вмешательстве недобросовестных коллекторов, которые используют отсутствие знаний заемщика в этой области, следует дальше повышать финансовую грамотность, лучше обращаться за помощью к опытным адвокатам и юристам, профессионалам в сфере взыскания долгов.

Несмотря на явный прогресс, это не сняло с повестки дня вопрос и не уменьшило накаленные страсти. Доля жалоб по отношению к работе МФО теперь зашкаливает в структуре заявлений в ФССП. По оценке Банка России, отмечается заметное уменьшение численности жалоб в отношении банков, организаций МФО, в которых проводились встречные инспекторские проверки.

Хорошо знакомы с этой ситуацией? Оставляйте свои отзывы, мнения, пишите комментарии. Задавайте и отвечайте на вопросы, открывайте дискуссии, добавляйте страницу в закладки и всегда будьте в курсе новостей.


Получить консультацию

Оставить комментарий